ФАБРИКА ТЕННИСНЫХ СТОЛОВ
Энциклопедия

История настольного тенниса

 Родиной игр с использованием ракетки, фигур, шаров, проводимых на специальных площадках, считается Восточная Азия. В Китае на стенах летней резиденции императоров, в Летнем дворце, можно увидеть картины, свидетельствующие о том, что в средние века там играли в игру, напоминающую настольный теннис. Исследователи японского спорта утверждают, что в те же времена в Японии существовала народная игра, которую можно считать примитивной формой настольного тенниса.

 Большое развитие игры с мячом получили в эпоху Возрождения в городах и селениях Европы, прежде всего в Италии. Там же, в Италии, зародился прообраз современного большого тенниса. Эта игра быстро стала популярной во Франции и Англии. Сначала мяч перебрасывался через сетку ладонью, затем для смягчения удара надели перчатки, в которые вскоре стали вшивать деревянные пластины для смягчения удара. На смену им пришли ракетки из дерева, которые спустя некоторое время стали обтягивать пергаментом. И только в XVI веке на ракетках появились струны. Примерно так же началась «эволюция» ракеток для настольного тенниса, правда, это произошло значительно позже. А в современной Франции и поныне во многих селениях играют в игру, похожую на теннис, ракетками, на которых натянута пергаментная бумага.

 Долгое время теннис имел две разновидности: одна игра велась на открытом воздухе, другая - в закрытом помещении, в специально устроенных для этого залах. В Англии наибольшее развитие получил лаун-теннис, то есть теннис на природе на травяных площадках. Эта разновидность игры быстро стала пользоваться популярностью в Европе, в том числе и в России. А на смену игре в помещениях пришел настольный теннис, получивший развитие в Англии в конце XIX века. Сначала мячом служила пробка из-под шампанского, затем резиновый мячик. Ракетки были деревянные, покрытые пергаментом, с длинной ручкой, нередко инкрустированной золотом, слоновой костью, ценными породами дерева. Новая игра пользовалась популярностью в аристократических кругах, в среде поклонников игры в крикет. Крикет ранее считался детской забавой, так как он не построен на физическом противоборстве и не требует больших усилий. Играть в него можно было в самой изысканной одежде, но при этом он обеспечивал потребность в движении и развлечении. Такими же достоинствами обладал и настольный теннис, поэтому он получил доступ в знатные клубы джентльменов.

 Поворотным моментом в истории игры, по словам первого президента Международной федерации настольного тенниса Айвора Монтегю, стало применение целлулоидных шариков, которые в 90-х годах прошлого столетия англичанин Д. Гиббс привез из Америки для игры в своей семье. Его друг, торговец спортивными товарами Жак, приобрел патент и начал производить столы, ракетки, мячи. В Англии возникла «пинг-понговая лихорадка»  (игра получила название «пинг-понг», вероятно, из-за характерного стука от удара мяча о ракетку и стол). Эта игра быстро распространилась в Европе, а затем и во всем мире, становясь популярным развлечением в кафе и ресторанах.

 «Пинг-понговая лихорадка» охватила и Россию. Об этом свидетельствовала картинка в одном из номеров петербургского журнала «Нива», вышедшего в начале XX века. На ней изображены люди, играющие в пинг-понг в большом жилом доме - в каждой его комнате, в подсобных помещениях и даже на чердаке и в подвале. В то время в России были созданы любительские клубы по подобию английских, в которых русские аристократы предавались этому спортивному развлечению. Большим поклонником пинг-понга был, к примеруЛев Толстой.

 Постепенно определялись правила игры. Сначала счет велся до 30, 50 или 100 очков. Система счета была унифицирована в 1926 году. Именно с этого времени партия ведется до 21 очка. Вначале в настольном теннисе подачи производились, как и в большом, над головой. Принятый ныне способ подач, когда мяч направляется прежде всего на сторону подающего, впервые найден в Венгрии, где в ту пору были очень сильные игроки, среди которых самый легендарный Виктор Варна - рекордсмен  по количеству званий чемпиона мира.

 Большая популярность этой игры привела к необходимости создать Международную федерацию настольного тенниса, что и было сделано в 1926 году. С этого же года стали проводиться и чемпионаты мира. Их организаторы столкнулись с проблемой длительности встреч, так как те могли продолжаться в сумме по 20 часов. Через десять лет Международная федерация сократила время одной партии до 20 минут. По современным правилам встреча может продолжаться не более 15 минут, после чего вводится правило «13 ударов». Сущность его заключается в следующем: если принимающий 13 раз безошибочно возвратит мяч на сторону противника, подававший проигрывает очко. Очередность подачи меняется после розыгрыша каждого очка.

 Самое большое влияние на развитие настольного тенниса оказывало и оказывает до сих пор непрерывное совершенствование материала ракеток. Венгерский исследователь настольного тенниса доктор Л. Ормаи в этом процессе выделяет четыре периода:

Период становления – ракетки делались из дерева и обтягивались пергаментом, иногда с использованием  пробковых и прочих накладок;

Классический – в ракетках использовались накладки из жесткой резины;

Переходный (короткий) – жесткую резину сменила мягкая губчатая;

Современный - ракетки производятся с двухслойными накладками типа «сандвич».

 Классический период, как рассказывает Л. Ормаи, начинался с легендарного случая: «Еще в начале 900-х годов, в эпоху ракеток, обтянутых пергаментом или с пробковой накладкой, английский спортсмен Гуд накануне какого-то соревнования зашел в аптеку купить порошок от головной боли. Причитавшуюся ему сдачу положили на лист пупырчатой резины (такие листы использовали в аптеках уже с десяток лет). Движимый мгновенным озарением, Гуд купил резину, наклеил ее на свою ракетку и на следующий день с большим преимуществом выиграл встречу». Однако ракетка с резиновой накладкой распространения тогда не получила. Для этого должно было пройти еще несколько лет.

 За короткое время характер игры изменился, стал более атлетичным, более разнообразным по технике. Из развлекательной игра превратилась в спортивную, и за ней окончательно утвердилось название «настольный теннис».

 Применение накладок из губчатой резины позволило намного увеличить силу вращения мяча, но одновременно и замедляло игру, делая ее однообразной. Наиболее прогрессивными оказались покрытия, придуманные японцами. Они состоят из двух слоев - верхнего резинового (пупырышками вверх или вниз) и прокладочного - из губчатой резины. Такая ракетка дает возможность вести быструю игру и придавать мячу разнообразные сильные вращения, а также отражать мяч. С 1959 года двухслойные и жесткие ракетки, то есть ракетки  без прокладок, считаются официально единственно возможными вариантами ракеток для настольного тенниса.

 Новые материалы для ракеток позволили существенно продвинуть вперед развитие технических средств настольного тенниса. Наибольшую роль в этом процессе сыграло изобретение нового элемента - топспина. В  1961  году на чемпионате мира японцы, пользуясь ракетками с накладками пупырышками  внутрь (такие накладки  называются также «софт»), стали выполнять удар справа с очень сильным верхним вращением. Сильно закрученный мяч летит к сопернику несколько замедленно, но, отскакивая, очень быстро и неожиданно уходит в сторону. Без тренировки взять такой мяч практически невозможно. Новый удар, получивший название «дьявольский мяч из Токио» или «топспин», был сразу же замечен во всем мире. Хотя его изобретатели держали ракетку хваткой «пером», оказалось, что топспин особенно удобно делать европейцам, причем не только справа, но и слева. Именно топспин слева представляет сейчас главный аргумент в споре представителей европейской школы с игроками азиатского стиля. В первый ряд выдвинулись теннисисты, владеющие этим ударом, - физически развитые, с крепкой мускулатурой, подвижные, выносливые. Благодаря топспину настольный теннис стал одним из самых технически сложных видов спорта, постичь секреты которого можно только при помощи интенсивных длительных тренировок.

Топспин не только обогатил игру нападающих, но и заставил существенно изменить тактику игроков защитного стиля. Чтобы отражать топспины подрезкой, нужно уметь так же мощно вращать мяч в обратном направлении, очень быстро передвигаться по площадке,    своевременно переходить от защиты к атаке и наоборот. Для нейтрализации сверхсильно вращающихся мячей применяются накладки типа «антитопспин». Материал для них представляет собой более жесткую резиновую поверхность, чем обычный гладкий «сандвич», по своей структуре более рыхлую, дырчатую. Этой ракеткой хорошо защищаться, но трудно нападать, так как приходится прикладывать большие усилия. Чтобы иметь возможность атаковать, защитники стали использовать разнотипные накладки. Незаметно меняя в руке ракетку сторонами, такие игроки стали ставить в тупик соперников, которые должны были все время приспосабливаться к разным отскокам мяча от разных накладок. По этому же пути пошли не только защитники, но и некоторые  нападающие, и игроки смешанного стиля.

Чтобы поставить всех спортсменов в равные условия, Международная федерация приняла решение об изменении цвета накладок ракеток. Теперь по Международным правилам одна накладка ракетки должна быть красной, другая - черной. Если у игрока накладки с разными свойствами, то видно, в какой момент применена та или иная накладка.

Как ни грозен топспин, он составляет только часть богатства приемов этой игры, что убедительно демонстрируют китайские спортсмены, отличительной чертой стиля которых является применение не топспинов (хотя они ими владеют в совершенстве), а быстрых, плоских ударов, рассчитанных на опережение соперников.

Китайские теннисисты дебютировали на мировой арене в 1953 году. Вскоре они были признаны лучшими в мире, но «культурная революция» на определенный срок прервала  их восхождение. В это время мировым пьедесталом овладели игроки, главным приемом которых был именно топспин. Среди них наиболее известны имена европейцев: венгров И. Йонера, Т. Клампара, Г. Гергей; шведов Ч. Юханссона и С. Бенгтссона; югославов Д. Шурбека и А. Стипанчича. Вернувшись в 1971 году на мировую арену, китайские спортсмены были вынуждены решать проблему сверхсильных верхних вращений. И они решили ее своеобразно. Ничего в принципе не меняя в игре, китайцы часть своих многочисленных теннисистов обучили европейской манере, и, таким образом, она стала для них привычной. Они много экспериментировали с накладками и явились создателями оригинальной игровой поверхности, получившей в спортивном обиходе название «трава». Накладка выполнена из синтетического материала, покрытого длинными пупырышками, которые придают отскакивающему мячу совершенно неожиданные траектории.

Но главное, китайские теннисисты стали еще более продуманно развивать и использовать свои скоростные качества, одновременно обогащая свою игру всеми новыми элементами. При такой сверхбыстрой игре медленный топспин соперника становится удобной мишенью для удара, а также для обманного движения.

Вновь став сильнейшими в мире в 1981 году, китайские спортсмены продолжают прилежно учиться всему новому, перенимают любой ценный опыт, всячески развивают научные исследования в этой области.

В Советском Союзе на развитие настольного тенниса повлияла как китайская манеры игры, так и европейская школа, а изюминку в него привнесла обширная география игры на территории СССР: давние традиции имели республики Прибалтики, Закавказья, известные спортсмены выросли на Украине, в Белоруссии. Среди советских теннисистов больших успехов и огромной популярности добились Зоя Руднова, Станислав Гомозков, Татьяна Фердман, Валентина Попова. «Эпидемия» пинг-понга в России началась с Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда), там же начали проходить первые соревнования и воспитываться первые чемпионы.

Настольный теннис и поныне остается популярным в России, странах Европы и других частях света. По сей день спортсмены совершенствуют технику игры, готовясь к маленьким соревнованиям и крупным чемпионатам. Приобщиться к этому виду спорта нетрудно и никогда не поздно. А начать можно прямо сейчас, познакомившись с азами техники игры.

По материалам Интернета.

вернуться к списку

Разработка сайтов - Студия Ял